Село Троицкое-Голочёлово, что на Маковце, Коломенского уезда, Московской губернии. Это древний Коломенский Маковец, упомянутый в Душевных грамотах Московских князей Иоанна Калиты и святого Дмитрия Донского. Первый храм, по которому Маковец стал селом и проименовался Троицким, легко мог быть создан во имя Святой Троицы по сходству урочищного названия с Радонежским, ибо и Троицкая лавра так же слывет иже в Маковце. Но здесь важно заметить, что здешний Маковец, как селение или урочище, древне́е Радонежского. Здешний Маковец был уже населен и упоминаем в Государственных актах, когда северный Маковец был еще глушью дебристою, избранною прп. Сергием для пустынножительства. Наряду с названием Троицкое-Голочёлово, употреблялось так же Троицкое на Маковце.
Первобытный Троицкий храм был деревянный, с монастырской женской обителью, разоренной многочисленной ратью литовцев и изменников. Впоследствии храм обратился в приходскую церковь, которая разрушилась от времени. Древнейший иконостас, с редкими иконами, разобран и перенесен в новую церковь. На месте, где стояла деревянная церковь, была поставлена каменная часовня. (Не сохранилась до нашего времени.) А в селе с XVII в. стояла деревянная церковь святителя Николая Угодника. У церкви были могилы дворян Хлоповых, владевших также соседним селом Марьинка с 1590 г. В этих могилах покоились останки стольника Кирилла Филипповича Хлопова (+ 1690 г.) и Василия Семеновича Хлопова (+ 1730 г.), а также останки супруги Д. И. Бутурлина Анны Васильевны Хлоповой (1708 – 1771 гг.).
Здесь «…в плачевно-смутное царствование Василия Шуйского осенью 1607 года крамольные Прокопий Ляпунов и Истома Пашков соединясь с нераскаянным до конца крамольником Болотниковым и еще крамольные, обратили в бегство царево войско, предводимое всеми главными боярами». Вся округа была усеяна трупами и черепами убитых с обеих сторон. Место было прозвано «голое чело», а с 1772 года утвердилось Голочелово. Предание относит имя Голочёлово к долго остававшимся непогребенным трупам.
Этим селом владели Бутурлины. Оно было «…пожаловано еще их родоначальнику Ивану Бутурле». Затем частью села стали владеть Татищевы.
Деревянную Никольскую церковь в 1741 году перестроил в кирпичную граф Я. А. Татищев. Кирпичная церковь в духе памятников барокко 1-й пол. XVIII века, с трапезной и колокольней (возведена на средствва гг. Бутурлиных в 1875 году).
А в 1752 году сын Бутурлиных, Михаил Дмитриевич, по приказу отца построил рядом Троицкую церковь. Ситуация поистине уникальная: в одном селе практически стена в стену стояли два храма. В причине построения двух почти одинаковой формы церквей, расстоянием одна от другой в 12-ти метрах, есть нечто забавное, относящееся к чудачествам и гордыни прежних владельцев.
Началось все с того, что Яков Афанасьевич Татищев, уездный предводитель дворянства, совладелец села, во время продолжительного отсутствия Бутурлина, практически построил заново из камня Никольскую церковь, на месте деревянной, под которым хоронились и Бутурлины, и Татищевы. Старик Бутурлин, возвратясь в имение, оскорбился тем, что его никто не поставил в известность, призвал к себе сына, вручил ему 40.000 рублей, приказав выстроить рядом такой же, одинаковой меры, храм, Троицкий.
Приказание сын выполнил, однако, видимо, пожалев денег на чудачество отца, построил храм меньше мерой в окружности и вышиной, чем предполагалось. Видимо и качество постройки тоже оставляло желать лучшего. Уже ослепший, старый, Дмитрий Иванович Бутурлин, обошел церковь вокруг обмерив её обхватами, заплакав, сказал сыну: «Бог тебе судья!». Так появились два стоящих рядом храма.
Церкви стояли до 1871 года, пока уже обветшавшую Троицкую с наклонившейся колокольней не разобрали окончательно. А иконы и церковную утварь перенесли в более крепкий и благолепный Никольский храм. Затем, с благословения церковного начальства, Никольскую церковь переименовали в Троицкую. Сейчас, по оставшейся росписи жития святителя Николая, видно, что этот храм был когда-то посвящён ему.
В уже Троицком храме в этом же 1871 году на церковные средства был устроен придел святителя и чудотворца Николая. А в 1893 году на средства прихожанина А.И. Барышникова сооружен придел в честь Иерусалимской иконы Божией Матери, чтимой в приходе в память избавления от халерной эпидемии.
На средства Московского купца С.Ф. Масалова и прихожан Г.М. Шведова и З. Феоктистова храм был расписан и приобрел свое убранство.
10 декабря 1857 г. к Троицкой церкви с. Голочелова на священническое место был определен сын пономаря погоста Рудни Богородского уезда, окончивший в 1856 г. Московскую духовную семинарию, Игнатий Матвеевич Востоков (МЦВ-8-1897, стр.110-111), который был произведен во священника 31 января 1858 г. (ЦИАМ, ф.203, оп.744, д.405, ч.9, л.280-285).
27 февраля 1859 г. (время поступления в Консисторию) - настольный докладной реестр дел 1-й экспедиции 2-го стола Московской Духовной Консистории: Наименование и содержание: о произведении во священника к ц. с. Голочелова ученика 2 разряда Моск.сем. Игнатия Востокова (есть резолюция) (ЦИАМ, ф.203, оп.744, д.1201, ч.10, л.295об.).
11 марта 1871 г. (время поступления в Консисторию) - настольный докладной реестр дел 1-й экспедиции 2-го стола Московской Духовной Консистории: Наименование и содержание: прошение св. с. Голочелова Игнатия Востокова о дозволении устроить придел в церкви того села (есть резолюция) (ЦИАМ, ф.203, оп.744, д.1208, ч.4, л.129об.).
30 ноября 1871 г. (время поступления в Консисторию) - настольный докладной реестр дел 1-й экспедиции 2-го стола Московской Духовной Консистории: Наименование и содержание: прошение св. с. Голочелова Игнатия Востокова о дозволении освятить новоустроенный придел в церкви того села – разрешается (есть резолюция) (ЦИАМ, ф.203, оп.744, д.1208, ч.19, л.653об.).
19 июня 1873 г. (время поступления в Консисторию) - настольный докладной реестр дел 1-й экспедиции 2-го стола Московской Духовной Консистории: Наименование и содержание: прошение св. с. Голочелова Игнатия Востокова о выдаче им указа о дозволении устроить при их церкви колокольню и придела (ЦИАМ, ф.203, оп.744, д.1209, ч.10, л.323об.).
Указом Святейшего Синода от 22 апреля 1874 г. № 1010 дано знать, что Государь Император, по всеподданнейшему докладу господина обер-прокурора Святейшего Синода, Всемилостивейше соизволил утвердить награду: Определением Святейшего Синода от 19/23 марта 1874 г. священнику с. Голочелова Игнатию Востокову преподано благословение Святейшего Синода (МЕВ-12-1874-оф., стр.66).
У священника Игнатия Востокова был сын Владимир Востоков, который родился 11 июля 1868 г. в селе Голочелово, и в 1882-1888 гг. обучался в Московской духовной семинарии (Дубинский А.Ю. Московская духовная семинария. Алфавитный список выпускников 1881-1900 гг. М., 2008 г., стр.20).
23 июля 1896 г. в селе Голочелове местным благочинным в сослужении настоятеля о. И. Востокова и трёх священников было совершено полное освящение престола во имя Святой Живоночальной Троицы (МЦВ-32-1896, стр.110).
19 января 1897 г. на 63-м году жизни умер священник с. Голочелова Игнатий Матвеевич Востоков (МЦВ-8-1897, стр.110).
В октябре 1885 года в селе Голочелово была открыта церковно-приходская школа. С 1888 года школа помещается в собственном здании, построенном на церковной земле попечителем С.Ф. Мосоловым. В первые годы существования школы учащихся в ней было до 30 человек — в последнее время до 70 чеолвек. Заведующим школой с 1897 года состоял следующий настоятель Троицкого храма сеа Голочелово священник Иоанн Музов.
Жители села даже в конце XIX-го века большей частью были старообрядцами. Приехавшему в село в 1897-м году новому настоятелю, храма священнику Музову, негде оказалось жить. И батюшка был вынужден снять квартиру у жителя этого села, влиятельного старообрядца. Но это было, видимо промыслительно, потому что вскоре жена этого старообрядца стала ходить в Православный Троицкий храм, а вслед за ней и другие раскольники приобщились к новой, для них, вере, что послужило ещё большему миру и согласию в этом селе.
Интересный факт. Близ самой усадьбы Троицкого храма находилась деревня Балакеревка, где родился известный остряк, развлекавший Петра Великого в тяжкие минуты его царственных забот, знаменитый Балакирев. Шут Петра Великого.
В советское время, храм пытались закрыть. Местный житель уроженец соседней деревни Старое Иаков Степанович Блатов, выступил в защиту храма. В 1934 году он бы избран старостой Троицкого храма. Его радением в храме проходили богослужения. Приглашались священники. Иаков Степанович организовывал Крестные ходы и молебны. По навету лжесвидетелей был арестован, осуждён и расстрелян на Бутовском полигоне 13 ноября 1937 года, похоронен в общей могиле. В 2000 г. на Юбилейном соборе Русской Православной Церкви, защитник православия Иаков Блатов был канонизирован в лике святых мучеников. Верующие отстояли святыню. Однако безбожные власти всё равно вредили. Храм, стоящий на песчаном холме, был со всех сторон изрыт карьерами. Повредился фундамент.
Храм неоднократно подвергался грабежу. К общей скорби всех прихожан и причта, бесследно исчезли числящиеся в церковных документах святыни: чтимая чудотворная икона Божьей Матери, именуемая «Всех Скорбящих Радость», и особо чтимые иконы пророка Божия Илии и мученицы Параскевы.
После Великой Отечественной войны священником в Голочёлове стал фронтовик Сергей Константинович Минервин (1893—1979 гг.). Умер батюшка в алтаре храма во время богослужения. Прихожане его очень любили за кротость, доброту, отзывчивость и верность Богу. На могильном кресте они высекли надпись: «Добрый пастырь, снискавший себе всеобщую любовь. Приими последний прощальный поклон от оплакивающих тебя твоих бывших прихожан и почитателей. Кроткий был пастырь».
С 1993 по 2004 гг. Троицкий храм села Голочёлово был подворьем Свято-Троицкого Белопесоцкого женского монастыря.
В 2004 г. Троицкая церковь вновь обрела статус приходского храма.
В этом запрятанном среди полей и лесов храме поминаются от века усопшие и ныне живущие. И всем молитвенно испрашивается оставление грехов и жизнь вечная. Удивительный дух древности сохраняется в этом благодатном храме. Он ощущается во внутреннем, десятилетиями неизменном, убранстве храма, в запахах старинного ладана и печи, топленной берёзовыми дровами, в прохладе жаркими летними днями и ласковом тепле в зимнюю стужу и ещё — удивительной тишиной — ни один звук не доносится извне — только молитва и церковное пение…
В исторической справке использованы материалы из статьи прот. Владимира Востокова «Из Коломенской старины» напечатанной в общественно-политическом журнале «Отклики на жизнь» в 1915 году.
Все архивные материалы предоставлены историком А. Семенихиным, за что ему огромная благоданость.
Настоятель храма иеромонах Никон (Крючков)